Дворец Монплезир

Дворец Монплезир

Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. Центральную часть занимает Парадный зал, к которому с двух сторон примыкают по три помещения: справа, с восточной стороны,—Лаковый (Китайский) кабинет, Кухня, Буфетная; слева, с западной стороны,—Секретарская, Спальня и Морской кабинет. Парадный зал входит в анфиладу, составленную люстгаузами, галереями, Лаковым кабинетом и Секретарской.

По галереям протяженностью 22 метра каждая, выстланным в шашку черным и белым мрамором, можно прогуливаться, одновременно любуясь морем и садом с фонтанами. В каждой галерее в кладке стен и дубовой облицовке сделаны гнезда для размещения 23 картин. Эти картины в черных рамах—часть большой коллекции западноевропейской живописи XVII—начала XVIII века, собранной Петром. Больше всего Петру нравились морские пейзажи Адама Сило—живописца, гравера и корабельного мастера, безукоризненно точно изображавшего оснастку парусных кораблей.

Потолки галерей покрыты многокрасочной темперной росписью с позолотой, исполненной по эскизам Ф. Пильмана в 1720—1721 годах живописцами московской Оружейной палаты А. Захаровым, В. Ерошевским, И. Любецким, С. Бушуевым, Ф. Воробьевым и другими русскими художниками.

В росписи потолков галерей господствуют декоративно-орнаментальные и гротескные мотивы. На светлом поле плафона выделены медальоны с изображением аллегорических фигур, вазы, пышные гирлянды, гротескные лица людей, химерические крылатые существа с человеческими головами. В росписи отчетливо прослеживается сочетание двух традиций: элегантной французской живописи рококо и привнесенной русскими исполнителями сдержанной линейной манеры монументального церковного письма.

Главный интерьер Монплезира—единственный в нем большой зал. В XVIII веке его называли Большим, а позже Парадным. По контрасту с галереями и особенно с миниатюрными кабинетами он производит впечатление огромного помещения, хотя его длина—чуть больше 13 метров, а ширина—7,5 метра. Впечатление пространственности достигается конструктивным решением перекрытия, средняя часть которого поднята на высоту более 8 метров. Следует отметить простоту и оригинальность конструкции перекрытия: на продольные стены положены цельные дубовые балки—прогоны,—над которыми устроены каркасные (фахверховые) стены, образующие высокие падуги со сводом. Освещается зал сквозь дверь и два окна на каждой торцовой стене. Пол выстлан в шашку черными и белыми мраморными плитами мастером А. Кардасье и его учениками Д. Васильевым и М. Ильиным. Стены на всю высоту облицованы дубовыми, тонкопрофилированными филенками. В облицовку продольных стен симметрично вкомпоновано по восьми живописных полотен в черных рамах. Пять картин в дубовых обрамлениях с резными волютами использованы для оформления наддверий, одна—для декорировки камина.

Особую праздничность залу придает полихромная темперная роспись потолка. Плафон трактован как растянутый над залом расписной полог шатра, в прорезях которого видно небо. В центре, в овальном просвете, изображен покровитель искусства Аполлон, парящий в облаках с лирой в руке. На пологе, в окружении орнаментов и корзин с цветами, написаны фигуры четырех персонажей итальянской народной комедии дель арте:

спесивый Капитан в пышном берете, хитроумный интриган Бригелло (само имя которого в переводе с ит. означает “ссора”) и две фигуры дзанни (слуг). В углах плафона, где также открывается небо, помещены головки-аллегории четырех братьев-ветров: весеннего—Зефира, летнего—Эвра, осеннего—Нота и зимнего—Борея.

На падугах в фигурных клеймах, обрамленных цветочными гирляндами и орнаментами, написаны многофигурные композиции, посвященные четырем стихиям — воде, огню, воздуху, земле. Роспись северной падуги посвящена водной стихии. На ней изображен Нептун., увозящий с возничим-тритоном на колеснице в виде огромной раковины, запряженной морскими конями, похищенную им Амфитриту, ставшую его супругой и владычицей морей. Роспись южной падуги исполнена на сюжет мифа о Вулкане—боге огня и покровителе кузнечного ремесла. Художник изобразил Вулкана сидящим возле наковальни вблизи пылающего горна. На двух других падугах также представлены античные боги: Юнона с павлином—повелительница туч, бури, молнии — как аллегория воздуха и Церера — богиня плодородия и земледелия—как аллегория земли. Роспись зала выполнил в 1718 году Ф. Пильман, вместе с которым работали десять русских живописцев из Оружейной канцелярии.

Роспись перекрытия Парадного зала композиционно и тематически связана со скульптурно-орнаментальным декором, исполненным Б.-К. Растрелли. Среднее поле плафона обрамлено лепкой в виде пышных свисающих драпировок с фестонами и кистями. В углах потолка из монументальных кронштейнов с акантами как бы вырастают парные алебастровые скульптуры, словно несущие на своих плечах свод. Эти совершенные по лепке и проработке деталей восемь полуфигур атлантов и кариатид олицетворяют времена года.

Трактованная в разных аллегориях и мифологических образах космологическая тема стихий и времен года — одна из основных в искусстве барокко. Использование ее в качестве сюжетной основы росписи в Монплезире — свидетельство того, что Россия этого времени разрабатывала в своем искусстве не только стилистические приемы, но и идеологические концепции, свойственные европейской культуре.

Как напоминание об “ассамблеях”, проходивших в зале, экспонируется кубок Большого орла с гравированными царскими регалиями, двуглавым орлом, вензелем Петра и звездой Андреевского ордена, а также многозначительным девизом на латинском языке: “Доброе дело торжествует”, который был широко распространен в годы Северной войны.

Образная содержательность Большого зала не раз привлекала внимание художников. Поэтому живописец Н. Ге в картине “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе” изобразил именно этот интерьер, хотя допрос происходил в другом дворце.

Западные помещения Монплезира образуют анфиладу личных комнат Петра (Морской кабинет, Спальня, Секретарская).

Для Морского кабинета отведен северо-западный. угол дворца. Несмотря на небольшие размеры, кабинет имеет три, а не два окна, как в остальных комнатах. Все эти окна с характерными дубовыми рамами в мелкую прямоугольную клетку обращены к заливу, вдали виднеются очертания Кронштадта и Ленинграда.

Нижняя часть стен кабинета, облицованных дубом, выделена панелями, трактованными как своеобразные керамические панно. Каждое панно составлено из квадратных изразцов с изображениями парусников, написанных кобальтом под глазурь. Шестнадцать типов парусных кораблей петровского времени, запечатленных на кафельных плитках, подчеркивают морской характер кабинета и пристрастие его хозяина к морскому делу.

Самая богатая часть убранства Морского кабинета—перекрытие, декорированное лепкой и росписью кисти Ф. Пильмана. Рисунок наборного паркета в кабинете, как и в других комнатах Монплезира, сделан по собственноручным эскизам Петра, который использовал один из архитектурных альбомов, имевшихся в его библиотеке. Эти паркеты воссозданы бригадами столяров В. Б. Хасина и К. А. Караваева.

По стенам кабинета развешены картины западноевропейских живописцев конца XVII—начала XVIII века.

Архитектурно-художественный декор кабинета дополняется мебельным и бытовым убранством конца XVII—начала XVIII века. Примечательна тульская металлическая шкатулка с короной, вензелем Петра I и литыми скульптурными деталями, среди которых—головки петровских солдат в треуголках. В ее изготовлении, по преданию, принимал участие сам Петр.

Украшением кабинета служит резное кресло начала XVIII века, декорированное затейливым рельефным орнаментом, изображением русского герба и монограммами Петра I. Семь подобных кресел как подлинные петровские реликвии находились в Летнем дворце Елизаветы Петровны; при Павле они были перевезены в Приоратский дворец, а затем переданы в Гатчинский дворец, для кабинета Александра III в Арсенальном каре. Единственное сохранившееся кресло нашло достойное место в кабинете основателя Петергофа.

Спальня — среднее помещение анфилады личных комнат Петра I. Она изолирована от Парадного зала, и вход в нее возможен через Морской кабинет или Секретарскую.

В архитектуре Спальни учтены все требования, предъявлявшиеся к европейскому дворцовому интерьеру начала XVIII века: четкий объем, хорошая освещенность, которую дают два окна, теплота (камин непосредственно в комнате и за стеной в зале), уют. Вместе с тем Спальня отвечает личным привычкам Петра: он с детства любил небольшие помещения.

Стены Спальни затянуты однотонной, зеленоватого, “травчатого” цвета материей. Пол выстлан паркетом геометрического рисунка.

Лепной и живописный декор Спальни подчеркнуто параден по сравнению с другими личными комнатами.

Средняя часть перекрытия занята живописным плафоном сложной конфигурации, написанным Ф. Пильманом. Среди орнаментальных сплетений художник, как и в Парадном зале, поместил четыре фигуры персонажей комедии дель арте.

Камин Спальни—шедевр декоративной лепки начала XVIII века. Особенной насыщенностью отмечен декор его верхнего яруса. В капители пилястр включены маски смеющихся и опечаленных сатиров, пышные гирлянды цветов. Пилястры декорированы рельефным изображением цепи ордена Андрея Первозванного. Некоторые декоративные мотивы орнаментально-скульптурного оформления камина и перекрытия Спальни, а также других жилых комнат позволяют предположить авторство Н. Пино. Декор камина искусно реставрирован Н. И. Оде.

Основная часть Спальни занята кроватью с пологом (копия с образца начала XVIII века). Здесь же находятся облицованный орнаментированной латунью умывальный столик испанской работы XVII века, зеркало в золоченой резной раме 1730-х годов и мебель этого времени. Из бытовых предметов Петра I сохранились покрывало ручной работы, халат, полотенца, а также деревянная расписная кружка и три деревянных стакана, подаренные ему в Архангельске.

Облик каждого интерьера Монплезира при всей стилистической общности совершенно индивидуален. Он определяется назначением интерьера и положением его в композиции дворца. Это видно и по решению интерьера Секретарской.

По назначению Секретарская—деловое помещение. Здесь находился дежурный офицер, записывавший распоряжения Петра I и ведавший охраной дворца. Но вместе с тем Секретарская входит и в парадную анфиладу. Отсюда сочетание в ней лаконичности и определенной представительности.

Стены Секретарской, как и Морского кабинета, облицованы дубовыми филенками, а панели представляют собой набор расписных изразцов в дубовых рамах. Кафельные плитки с изображениями сельских пейзажей, городских жанровых сцен, видов приморских городов напоминают о заграничных путешествиях Петра. Паркет, набранный из трех пород дерева, имеет вид звезд, схожих с розой ветров на компасе. В декоре перекрытия Секретарской использованы профилированные тяги, обрамляющие плафон, с вогнутыми углами и четыре овальных медальона. Центральный полихромный плафон орнаментальный, а в медальонах темперной техникой в мягкой коричневой гамме по золотому фону написаны группы сатиров и вакханок.

Ноту парадности в облик Секретарской вносит и камин с лепным рельефом и 28 орнаментальными полочками на угловых пилястрах и ступенчатыми выступами. Их назначение аналогично консолям Китайского кабинета — служить подставками для коллекции фарфора.

Парадный характер облика Секретарской подчеркнут большим числом картин, развешенных на стенах. Это определило второе название помещения—Картинная.

Два помещения с восточной стороны от Парадного зала—Буфетная и Кухня—дополняют личные комнаты Петра, а третье—Лаковый (Китайский) кабинет— имеет исключительно представительское назначение. Буфетная, расположенная в северо-восточном углу дворца, в петровское время была непосредственно связана с кухней. Но проем, соединявший их, был в первой половине XVIII века заделан. При последней реставрации его восстановили. Паркетный пол набран из остроугольных дощечек двух цветов. Потолок декорирован только плафоном кисти Ф. Пильмана. Его сюжет—аллегория зимы; зиму олицетворяет нимфа с жаровней в руках, пламя которой пытается задуть ветер Борей.

Камин Буфетной декорирован на первый взгляд простой, но очень изящной лепкой, составленной из нескольких повторяющихся деталей — пальметок, розеток и более 150 миниатюрных цветков.

Мебельное и бытовое убранство Буфетной относится к началу XVIII века. Здесь выставлены дельфтский фаянс, коричневые чайники, изготовленные из так называемой “каменной массы” и, по преданию, подаренные Петру китайским богдыханом, а также русское художественное стекло. Все эти предметы исторически связаны с Монплезиром.

Рядом с Парадным залом, за филенчатой двустворчатой дубовой дверью с живописным и резным наддверием, находится Кухня. Пол ее вымощен крупными квадратными плитками из плотного мраморовидного известняка двух цветов. Стены снизу доверху, очаг и шатер над ним облицованы поливными изразцами с разноцветной подглазурной росписью, как это обычно делалось в западноевропейских, особенно голландских, домах. В монплезирской Кухне употреблено более трех тысяч квадратных кафельных плиток, в углах которых изображены гвоздики, а в круг вписаны бытовые сценки, сельские, городские и морские пейзажи.

Воссоздание изразцов монплезирской Кухни, Морского кабинета и Секретарской является творческим достижением керамиста Б. А. Мицкевича.

У окна Кухни находится посудомойка, состоявшая в петровское время из каменной раковины и кирпичного основания. Интересно, что вода сюда поступала по трубе из фонтана “Сноп”, а после использования, отстоявшись в свинцовом баке, скрытом под землей, за стеной дворца спускалась в залив. Это один из ранних и редких образцов проточно-промывной канализации в мировой архитектуре.

На дубовых посудных полках кухонного шкафа и плите расставлена утварь—оловянные английские блюда, медные лохани, котлы, таганы, противни, фаянсовые блюда и тарелки, стеклянные штофы и другие предметы русской и западноевропейской работы конца XVII— начала XVIII века.

Из Кухни небольшая кирпичная лестница ведет в подвал, состоящий из двух помещений, перекрытых сводами, опирающимися на массивный центральный столб. В подвале хранились необходимые припасы и вина для царского стола.

Облик Кухни и элементы декора других помещений— черно-белые мраморные полы, изразцы, переплеты оконных рам и дверей,—так же как и кирпичные фасады дворца, напоминают об архитектуре Голландии, где Петр бывал, города, улицы и дома которой запечатлены на картинах, собранных в Монплезире. Поэтому петергофский дворец Петра часто называли “голландским домиком”.

Лаковый, или Китайский, кабинет — своеобразная дворцовая экспозиция фарфора, который в начале XVIII века являлся предметом особой гордости владельцев. Петр I, собрав коллекцию японского и китайского фарфора, решил разместить ее в своем любимом дворце, в специальном кабинете.

Потолок кабинета декорирован лепным гипсовым растительно-орнаментальным фризом в виде дубовых листьев, ветвей, развевающихся лент. Фриз обрамляет полихромный плафон, написанный темперой по штукатурке. Темой для написанного Ф. Пильманом плафона с аллегорическим изображением осени послужил миф о боге вина Вакхе, отданном на воспитание нимфам. Юная нимфа в венке из плюща, с перекинутой через плечо шкурой барса выжимает сок из виноградной кисти в чашу, чтобы напоить младенца Вакха.

Наборный паркет кабинета составлен из ромбов ореха и клена.

Самое главное в декоре интерьера—лаковые панно. Одиннадцать больших вертикальных чернолаковых панно посвящены повседневным сценам китайского быта. Над ними и под ними—одиннадцать малых панно с изображениями летящих среди облаков сказочных птиц, драконов, журавлей.

Декоративную насыщенность кабинету придают 129 резных золоченых полочек на гладких краснолаковых полосах, разделяющих большие панно. На каждой из них ритмично размещено по двенадцать полочек, сгруппированных по три. Углы кабинета украшены четырьмя большими полочками.

В кабинете использованы более двадцати типов полочек разных размеров: в виде раковин или акантовых листьев, с масками, окаймленных орнаментами, с полуфигурами крылатых дев и фигурами путти. Но даже однотипные полочки отличаются характером исполнительской трактовки деталей.

Первоначально кабинет предполагали облицевать дубом, но Петр приказал архитектору Браунштейну составить проект отделки кабинета для “порцелиновой” (фарфоровой) посуды. По рисункам Браунштейна русские мастера под наблюдением Ж. Мишеля “работали резную и столярную работу”. Лаковые панно на липовых досках полтора года писали четырнадцать иконописцев, которыми руководил Г. Брумкорст. Роспись называлась “лаковой голландской работой” и выполнялась по рисункам Брумкорста. Его ближайшим помощником был подмастерье Иван Попов, который после смерти мастера возглавил “лакирную команду”. Значительную роль в росписи Лакового кабинета сыграли Иван Тиханов, который по распоряжению Петра был из учеников “пожалован в подмастерья”, и Иван Поляков. Эскизы Брумкорста в трактовке потомственных иконописцев стали подлинными художественными произведениями.

В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы уничтожили отделку кабинета. Но потомки русских иконописцев, художники из всемирно известного села Палех воссоздали редчайшие панно — произведения своих предков. Эту феноменальную работу возрождения 73 черно-лаковых панно и остальных лаковых деталей выполнили палешане Н. Зиновьев, Д. Буторин, Г. Зубкова, В. Большаков, А. Борунов, В. Смирнов, Г. Мельников, Ю. Виноградов. По моделям А. Громова (он же руководитель этой работы), Г. Михайловой, Э. Масленникова и Л. Швецкой мастера-резчики заново создали полочки и остальной резной декор кабинета.

Созданный и использовавшийся как жилой дворец, Монплезир уже с 30-х годов XVIII века и все последующее время сохранялся как петровский мемориал и показывался гостям резиденции.

После Великой Октябрьской социалистической революции Монплезир был превращен в музей. Во время войны гитлеровские захватчики похитили резьбу, лаковые панно, дубовую облицовку, оконные переплеты и двери, растащили и разбили изразцы, нанесли повреждения лепке, живописи и мраморным полам.

Реставрация Монплезира длилась десять лет и завершилась в 1963 году. Под руководством архитектора А. Гессена уникальный памятник искусства полностью восстановлен. Свои места заняла спасенная в начале войны коллекция картин, интерьеры обставлены мебелью и декоративными предметами первой половины XVIII века. В облике Монплезира привлекает сочетание представительности и простоты, уюта и изящества. В этом особая прелесть дворца, одного из самых поэтичных произведений русской архитектуры.

Сайт создан в системе uCoz